payday loans
Индекс материала
Аликов В.И. История призовой атаки
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Все страницы

Преподаватели Учебного центра, - прежде всего, капитана 1 ранга Онопко Генрих Петрович и Величко Игорь Фёдорович, объясняли и неустанно напоминали, что в процессе морского боя, по мере развития ситуации, достоверность информации каждого командного пункта меняется, притом у каждого из командного пункта – по-разному. Поэтому на начальном этапе, при определённых условиях, более достоверной может оказаться информация штурмана. Обнаружив те условия (это нетрудно), командир (и старпом) должен той информации придать наибольший «вес», например, для выработки осреднённых параметров движения цели; на других этапах, в других обстоятельствах искомый параметр движения цели наиболее точно может вырабатывать уже другой оператор, например, БИП (условия, при которых это удаётся БИП, также известны. Командир должен их вовремя обнаружить, или создать, и применить соответственно), и на том этапе при осреднении информации, выработанной операторами, именно данным БИП придать наибольший «вес», не сводя «осреднение» к арифметическому сложению и делению. Никогда нельзя предпочесть данные и рекомендации того оператора, который их выкрикивает громче других. Следует учитывать, что крикун всегда вредит работе КБР.

 

Преподаватели Учебного центра научили меня понимать, какой командный пункт на каком этапе атаки при каких обстоятельствах наиболее точно определяет тот или иной параметр движения цели.

Но конспектирование слов преподавателя не даст этого понимания.

Понимание командиром своего КБР и установление эффективного взаимодействия наступает только после анализа многих тренировок, - с обязательным фиксированием промежуточных результатов, их «накоплением» и последующим анализом.

Это – часть личной работы командира корабля по подготовке своего Корабельного боевого расчёта.

В ходе этого разбора командир должен дать оценку каждому, кто реально участвует в работе КБР, и выразить эту оценку в соответствующем общедоступном (для КБР) ЖУРНАЛЕ, - чтобы можно было оценивать не только «абсолютные» качественные показатели каждого, но и характер их изменения.

 

Отмечу: разбор проведённой тренировки является важнейшим элементом в подготовке КБР.

Если возможности провести такой разбор тренировки нет, - её не следует проводить вовсе, а время, отведённое бесполезной тренировке, посвятить чему-нибудь полезному.

 

В Учебном центре ВМФ занятия шли одно за другим плотно, в соответствии со стандартной программой подготовки экипажа. Тренировки Корабельного боевого расчёта (групповая подготовка) перемежалась с занятиями по специальности, - в небольших разобщённых группах. После проведения на тренажёре атаки провести анализ успешности стрельбы, анализ успешности действий в целом, а затем и разбор действий каждого из состава КБР было невозможно. Поэтому я установил, что разборы тренировок КБР проводили по субботам, после «трудовой» учебной недели. К тем разборам готовились тщательно: штурмана делали демонстрационную схему, минёры – устанавливали результаты стрельб, гидроакустики на основе расчёта взаимных дальностей обнаружения оценивали скрытность действий …

В этом же «ключе» проходила систематическая подготовка КБР К-244 и в дальнейшем.

 

Таким образом, ко времени окончания государственных испытаний корабля, когда личный состав минно-торпедной боевой части приобрёл практические навыки обслуживания торпедо-ракетного комплекса, а личный состав Радиотехнической службы приобрёл практические навыки в использовании средств целеуказания и в обслуживании БИУС, и материальная часть подводной лодки была приведена специалистами промышленности в идеальное состояние, - я пришёл к выводу, что КБР К-244 и корабль весьма боеспособны, и что моя задача состоит в том, чтобы такое состояние КБР удержать на том высоком уровне (поскольку происходила смена кадров, особенно офицерских), при этом продолжить совершенствовать собственную подготовку.

 

«Призовая» атака показала, что это состояние КБР сохранить не удалось: офицеры, получившие назначение в минно-торпедную боевую часть К-244, к Призовой атаке не отработали операторские навыки. Это заставляло в процессе атаки перезапрашивать данные стрельбы и прочь.

Бормотанье, вместо чёткого доклада по существу, или «встревание некстати» в доклад коллеги, который тот уже начал, делая это в соответствии установленным мной регламентом, - такое бормотанье не только неинформативно и «неэстетично», но мешало прохождению информации с других постов и Командных пунктов, вынуждало замедлять динамику атаки, переспрашивать и Командный пункт минно-торпедной боевой части, и тот КП, чей чёткий доклад оказался заглушен тем бормотаньем.

Кроме того, должен признаться: понадеявшись на привычную надёжность минно-торпедного оборудования подводной лодки, я не уделил этой материальной части особого внимания. Это было моим просчётом, поскольку старпом Е.Н.Филиппов и помощник В.Г.Колесниченко – по специальности – штурмана, также не уделили состоянию материальной части БЧ-3 особенного внимания.

Офицеры минно-торпедной боевой части, сменившие первый состав минёров основного экипажа, С.В.Сорока и В.Е.Бандурин, не подготовили свою материальную часть к Призовой атаке. Невыявленные своевременно и неустанённые до выхода в море неисправности торпедо-ракетного комплекса К-524 привели к увеличению продолжительности боя с ОБК, по крайней мере, вдвое.

 

 

О своей личной подготовке к выполнению состязательной атаки ОБК, в дополнение к сказанному о моей работе с составом КБР, считаю необходимым сообщить следующее.

Командовать многоцелевой атомной подводной лодкой я готовился сознательно, всю свою службу

Почему атомной? Потому, что обнаружил слабость энергетики дизель-электрических лодок.

Поскольку это объяснит тему нынешнего рассказа, отмечу, что многоцелевым атомным подводным лодкам отведена главная роль в действиях против надводных кораблей, и что именно в бою с отрядом боевых кораблей действия этих лодок являются весьма содержательными, динамичными и сложными.

Главным оружием многоцелевых подводных лодок является торпедное, которое, к слову, в годы моей корабельной службы по своим качествам являлось весьма совершенным, вполне современным.



Обновлено ( 19.07.2011 19:34 )