payday loans

Ваганов Владимир Александрович

Индекс материала
Ваганов Владимир Александрович
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

Капитан 1 ранга Ваганов Владимир Александрович, 16 УЦ ВМФ (1982 – 1987г.г.)

Ваганов Владимир Александрович

В сентябре 1982года закончилась моя загранкомандировка в Сирийской Арабской республике в качестве консультанта начальника военно-морской кафедры в Высшей военной академии.

По моей просьбе и по ходатайству Начальника 16 УЦ ВМФ контр-адмирала Леонида Гавриловича Осипенко приказом ГК ВМФ я был назначен в этот Центр Начальником тактической подготовки.

К тому времени наше военное кораблестроение вышло на высший уровень своих возможностей. Судостроительная промышленность  работала не только весьма напряжённо, но весьма эффективно. Большой серией строились АПЛ II поколения – корабли стратегического и оперативно-тактического предназначения. Началось строительство подводных лодок III поколения (одной из таких подводных лодок была АПЛ «Курск»).

Не с меньшим напряжением шла подготовка личного состава в военно-учебных заведениях флота для этих подводных лодок, в том числе и в 16 УЦ ВМФ.

Многолетними стараниями преподавательского состава, состоящего только из опытных офицеров – подводников, под руководством Начальника 16 УЦ ВМФ контр-адмирала Леонида Гавриловича Осипенко были разработаны четкие и выверенные временем программы для подготовки каждого из штатных специалистов экипажа каждого типа АПЛ, с учётом особенностей выполнения задач в тех или иных районах Мирового океана, а также с учётом других особенностей плавания и в соответствии с характером решаемых задач.

Особенностью и отличием 16 УЦ ВМФ от других учебных заведений ВМФ было то, что¸ наряду с матросами и старшинами срочной и сверхсрочной службы, одновременно проходили подготовку офицеры, закончившие высшие военно-морские училища, Военно-морскую академию при назначении их в экипажи атомных подводных лодок, а также и офицеры, окончившие академию Генерального штаба при их назначении на должности  командиров соединений атомных подводных лодок.

В системе подготовки корабельного состава ВМФ действовало несколько подобных Учебных центров. Их главным достоинством была организация подготовки каждого штатного специалиста экипажа подводной лодки, а также подготовка всех штатных и нештатных формирований и экипажа подводной лодки в целом. Каждого члена экипажа, прибывшего на подготовку в Учебный центр ВМФ, здесь готовили  к обслуживанию его штатного, по реальной должности, заведывания (технических средств заведывания), а также и к совместной работе при решении всех основных задач, а также и для решения наиболее вероятных задач.

Так была организована подготовка вновь сформированных экипажей АПЛ, а также и регулярная (каждые 2 года) переподготовка экипажей плавающих АПЛ, - которую называли межпоходовой.

Большое внимание контр-адмирал Осипенко Л.Г. придавал тактической подготовке командиров подводных лодок и их корабельных боевых расчётов. По инициативе и под непосредственным руководством Л.Г.Осипенко в Учебном центре ВМФ был разработан и создан тактический тренажёр «Протва», создатели которого были удостоены Государственной премии СССР.

Высокому уровню тактической подготовки обучаемых экипажей, и, прежде всего, Корабельных боевых расчётов этих подводных лодок, способствовали и ежегодно проводимые в Учебном центре  ВМФ состязания корабельных боевых расчётов подводных лодок по некоторым видам подготовки, - состязания  на Приз ГК ВМФ по ракетной и по противолодочной подготовке.


 

 

Надо сказать, что, кроме «тактических», Леонид Гаврилович Осипенко уделял большое внимание  и вопросам управления подводной лодкой и вопросам борьбы за живучесть. Во время корабельной службы мне пришлось изучить тяжёлые аварии на подводных лодках, и потому эту работу Леонида Гавриловича я считаю ценнейшей. В Учебном центре были созданы модели Центрального Поста подводной лодки, - для обучения управлению подводной лодкой; созданы модели каждого отсека подводных лодок, экипажи которых проходили обучение в 16 УЦ ВМФ. Создан и тренажёр – полигон борьбы за живучесть, где подводники проходили закалку огнём и водой. Был создан даже муляжный класс, где подводников учили оказывать медицинскую взаимопомощь в экстренных случаях.

Ввиду проявившейся потребности, в 80-х годах, уже после того, как Леонид Гаврилович передал командование Учебным центром, здесь была начата работа по обеспечению психоэмоциональной совместимости в экипажах, - но эта весьма важная работа не получила развития.

 

Завершая свою вступительную часть, снова обращаюсь к светлой памяти Леонида Гавриловича Осипенко, участника Великой отечественной войны, первого командира первой советской  атомной подводной лодки К-3, Героя Советского Союза, именем которого назван 16 Учебный центр ВМФ, которым он руководил в течение многих лет и в становление которого внёс огромный вклад, и одна из улиц Обнинска, ведущая к Учебному центру ВМФ.

В 1982 году в Учебном центре проходили «основную» подготовку накануне сформированные экипажи строящихся подводных лодок проектов 949 -А, 670-М и 671-РТМ, «вторые» экипажи таких подводных лодок, а экипажи – «ветераны» проходили «межпоходовую» подготовку.

Следует отметить, что, в сравнении с первыми атомоходами, подводные лодки этих проектов имеют значительно большие боевые возможности. Но колоссальный энергетический и  технический потенциал этих кораблей мог быть реализован только соответственно подготовленными экипажами.   

При том, что я имею опыт командования на дизель-электрической подводной лодкой и атомной ракетной подводной лодкой, а также опыт научной работы на кафедре Оперативного искусства Военно-морской академии, по моей оценке, наиболее универсальной, по широте решаемых задач, притом в любых районах Мирового океана, является многоцелевая подводная лодка проекта 671-РТМ, способная с высокой эффективностью:

1.Противодействовать ракетным подводным лодкам противника, осуществлять поиск таких лодок и длительное слежение за ними в готовности к их уничтожению, и с началом войны  уничтожить обнаруженную подводную лодку противника;

2.Обеспечивать боевую устойчивость своих ракетных подводных лодок стратегического назначения и других ударных ракетных подводных лодок, а также и ударных группировок надводных кораблей ВМФ, особенно в угрожаемый период и в период безъядерных действий;

3.Осуществлять поиск и надёжное слежение за авианосно-ударными группами противника в готовности  к их уничтожению как «обычным», так и ядерным оружием;

4.Обеспечить развёртывание основных сил Флота в Океанскую зону, действуя в первом эшелоне в составе разведывательно – ударных групп;

5.Осуществлять наведение сил Флота на объекты противника в море, обеспечивать целеуказание для осуществления ударов других сил Флота крылатыми ракетами большой дальности (надводных кораблей, подводных лодок, морской ракетоносно авиации и Дальней авиации) в интересах разгрома авианосных ударных групп и крупных океанских конвоев противника (например, перевозящих войска или иные ценные военные грузы).

 

Помимо решения этих главных задач, подводные лодки проекта 671-РТМ могут быть использованы для постановки активных минных заграждений в проливах, у военно-морских баз противника, для их  блокады, и в иных действиях с целью завоевания господства в определённых морских районах.

Таким образом, подводным лодкам проекта 671-РТМ предстояло решать задачи в непосредственной борьбе с противником, с его передовым эшелоном, в котором преобладают наиболее совершенные силы и средства. Успешное решение этих разнообразных задач в борьбе с реальным противником должно быть обеспечено разносторонней и в то же время конкретной подготовкой их экипажей, а особенно – тактической подготовкой командиров подводных лодок и офицеров Корабельных боевых расчётов. Чтобы обеспечить требуемый высокий уровень тактических знаний командиров и офицеров  подводных лодок, а также привить им потребность в постоянном совершенствовании эту подготовку, преподаватели Учебного центра должны были сами постоянно совершенствовать свою подготовку.

Среди обучаемых преподаватели и командование Учебного центра всегда выделяли фигуру командира корабля, - того, чья личная работа предопределяет успех корабля, поскольку командир кораблём управляет, а также поскольку именно командир направляет и стимулирует подготовку всего экипажа в целом и каждого отдельного подводника.


 

Персональной подготовкой командира преподаватели не ограничивались. Мы взаимодействовали с  командирами в обучении всего экипажа, но особенно в обучении тех, кто на Флоте должен быть ближайшим помощником командира. По части тактики это -  офицеры КБР, а по части обеспечения живучести корабля, - офицеры ГКП. Мы стремились, чтобы во время обучения в Учебном центре каждый командир корабля выработал собственную методику обучения своих ближайших помощников, а после окончания подготовки в Учебном центре эту методику сохранял и применял на корабле. Так появилась и «заработала» методика подготовки офицеров Корабельного боевого расчёта К-244, суть которой, - в тщательном разборе каждого выполненного учебного упражнения, с накоплением оценочных данных и указаний командира в специальном «Журнале», который был доступен каждому офицеру КБР и каждому преподавателю УЦ ВМФ. Надо сказать, что преподаватели не только давали офицерам собственные указания, но, знакомясь с указаниями командира К-244 в этом «Журнале», содействовали тому, чтобы эти указания офицеры КБР выполняли приоритетно.

Насколько помню, подобная методика работы была у командира К-244 и по подготовке его ГКП, - за тем исключением, что при организации работы ГКП командир К-244 добивался взаимодействия в форме записи подробных указаний в соответствующий, также доступный составу ГКП, «Журнал» .

 

В повседневной жизни и деятельности каждого учебного заведения любого уровня иногда происходят события, выходящие за рамки обычных, повседневных и привычных.

Об одном из таких событий считаю необходимым рассказать читателю.

Примерно в конце октября 1984 года меня пригласил к себе Начальник Учебного центра капитан 1 ранга Золотарёв Евгений Николаевич и сообщил, что заместитель Министра обороны СССР генерал армии Говоров Владимир Леонидович, став Главным инспектором Вооружённых Сил СССР, выразил намерение изучить современные силы Военно-морского флота СССР. Для этого он решил в Учебных центрах ВМФ изучить  современные подводные лодки, и после работы в Учебном центре РПК СН (г. Палдиски) будет работать в 16 УЦ ВМФ, в Обнинске, 10 рабочих дней, по 10 часов ежедневно. Вместе с ним обучение проходила группа генералов Главной инспекции.

При том, что Главный Инспектор ВС СССР в качестве «учебной базы» для таких своих занятий мог выбрать более комфортные условия Военно-морской академии, с её компетентным и готовым к проведению соответствующих занятий профессорско-преподавательским составом, идея Главного Инспектора ВС СССР: изучить современное состояние ВМФ на базе именно Учебных центров ВМФ, т.е., в тех же условиях, которые созданы для подготовки реальных подводников, поучиться «настоящим образом», с намерением всерьёз заняться подводным делом, делает честь генералу армии Говорову В.Л.  

При том, что в Учебном центре было много чего, что можно показать и о чём рассказать, - задача обучения заместителя Министра обороны была «нештатной», весьма внезапной, и решать её предстояло на самом высоком уровне. Руководству Учебного центра и преподавателям было о чём подумать.  Тем более, что Главнокомандование ВМФ детальных указаний не давало, но за любые претензии генерала армии Говорова В.Л. спросило бы с руководства УЦ ВМФ предельно строго.

Разработать план обеспечении учёбы генерала армии Говорова В.Л. в 16 Учебном центре ВМФ Евгений Николаевич поручил мне.

Предварительно порешили:

- подготовить три базовых доклада о подводных лодках проектов 671-РТМ, 670-М и 949, тех, которые составляли основную силу подводных сил Военно-морского флота и были «профильными» для 16 Учебного центра ВМФ;

-  подготовить доклад: «Морской бой оперативного соединения флота с авианосно-ударной группой (АУГ) противника», в котором показать роль и место подводных лодок трёх «профильных» проектов, а также содержание их взаимодействия с морской ракетоносной авиацией;

-«проиграть» на тренажёрах, имитирующих командные пункты АПЛ, частные элементы морского боя, с демонстрацией итогов этих действий подводных лодок на экране тактического тренажёра, а именно:

-бой АПЛ проекта 671-РТМ (К-244, командир капитан 2 ранга Аликов В.И.) с АМГ, с выдачей целеуказания ПЛАРК проекта 949-А (командир капитан 1 ранга Горбунов Г.И.) и нанесение последней с большой дистанции ракетного удара по АМГ;

-групповой совместный ракетный удар двумя ПЛАРК проекта 670-М, с использованием связи тактического  взаимодействия.

 

Поскольку командиры обучаемых экипажей подводных лодок не имели опыта общения с высшими должностными лицами Вооружённых Сил СССР, и докладов должностным лицам такого уровня им делать не приходилось, и при требовании высшей степени компетентности и ответственности  докладчика, выступающего перед Главным Инспектором ВС СССР от имени ВМФ, тот наш замысел даже не  предполагал поручить эти доклады командирам обучаемых экипажей лодок.

Однако в ходе проработки Плана обучения группы В.Л.Говорова я пришёл к выводу, что, поскольку командир корабля должен лучше всех знать свои возможности,  именно командирам обучаемых экипажей необходимо поручить сделать доклады для группы В.Л.Говорова:и подготовка этих докладов, и собственно выступление с этими докладами перед генералом армии Говоровым В.Л.

Я пригласил командиров обучаемых экипажей подводных лодок, проинформировал их об ожидаемом прибытии В.Л.Говорова и спросил, как они смотрят на то, чтобы лично доложить о своих подводных лодках Главному Инспектору ВС СССР – заместителю Министра  обороны СССР?

Командиры единодушно выразили готовность докладывать генералу армии о своих кораблях. Я с определённым удовлетворением отметил, что принятие этого решения у обучаемых нами командиров произошло значительно быстрее, чем над своим предложением раздумывал я. Вопрос у командиров был один: «Когда делать доклады?». Я им ответил, что время прибытия генерала армии Говорова В.Л. уточняется, но пара недель у нас есть. А сам подумал: «Вот настоящие командиры! Не дрогнули!».

Только после этого согласования с командирами о своей идее: поручить доклады о современных подводных лодках командирам этих лодок, я доложил Начальнику Учебного центра Е.Н.Золотарёву, и получил его полное одобрение. Оказалось, Евгений Николаевич и сам уже пришёл к такой же мысли.

Все командиры отлично подготовились и сделали компетентные и содержательные доклады о своих строящихся подводных лодках, об их боевых возможностях.

Другие доклады, в том числе доклад: «Морской бой оперативного соединения флота с авианосно-ударной группой (АУГ) противника», сделали начальники циклов капитаны 1 ранга М.Коченов, В.Лемешко, В.Азаров и другие. И всё же, даже при том, что все начальники циклов Учебного центра были маститыми докладчиками, менее «академичные» более живые, поясняемые яркими примерами,  доклады командиров подводных лодок оказались для генерала армии Говорова В.Л. более интересны.

И преподаватели Учебного центра были довольны своими учениками – командирами.


 

Как принято в военной службе, при подведении итогов всё же был определён и лучший доклад. Им стал доклад командира К-244 капитана 2 ранга Аликова В.И. о технических и боевых возможностях подводной лодки проекта  671-РТМ (671-РТМК). Несомненно, этому впечатлению  способствовали сами обширные боевые возможности этого корабля, о которых уже сказано выше.

Командиры подводных лодок и экипажи подводных лодок, чьи действия на тренажёрах были использованы в качестве демонстрационных, также произвели на многоопытного генерала армии Говорова В.Л. хорошее впечатление.

Молодые офицеры из состава экипажей подводных лодок, - каждому до тридцати лет, и лишь командирам немного более тридцати, действовали чётко и квалифицированно, а при докладах генералу армии Говорову В.Л. содержательно ответили на все возникшие у того вопросы.

Те командиры подводных лодок, кому довелось сделать учебные доклады для генерала армии Говорова В.Л.,  на старости лет могут гордится тем, что среди бученных ими был герой Советского Союза, заместитель Министра обороны СССР, Главный инспектор ВС СССР генерал армии Владимир Леонидович Говоров, - сын прославленного маршала Советского Союза.

 

Об авторе статьи.

Капитан 1 ранга Ваганов Владимир Александрович, - опытнейший офицер-подводник.

Родился 25.01.1929г. в г. Самаре.

С 1943 по 1946г. учился в Первом Военно-морском подготовительном училище, закончив это училище с золотой медалью.

С 1946 по 1950г.- курсант Высшего военно-морского училища им М.В.Фрунзе, квалификация по выпуску – «вахтенный офицер».

1950 – 1952г.г. – командир БЧ-1 – 4 Большой подводной лодки Д-2 «Народоволец», Балтийский флот.

1952 - 1953г.г. – помощник командира малой ПЛ XII серии.

В 1953г. в качестве старшего помощника командира принял участие в длительном, двухмесячном пребывании Д-2 «Народоволец» на грунте, - с целью испытаний обитаемости подводных лодок.

В 1955г. окончил командный факультет ВСООЛК.

1955 – 1958 – командир М-253 ТОФ,

1958 – 1961г.г. старший помощник командира первой атомной ракетной, с баллистическими ракетами, подводной лодки К-19. После ядерной аварии, произошедшей 4 июля 1961г.,  и радиационного загрязнения подводной лодки, - с целью предотвращения утилизации корабля возглавил работы по дезактивации подводной лодки и в течение полугода возвратил корабль в состав сил Северного флота.

С 1962 по 1965г. – командир К-19. В декабре 1963г. атомная ракетная подводная лодка К-19 под командованием В.А.Ваганова произвела трёхракетный (полным боекомплектом) залп из подводного положения, - первая стрельба атомного ракетоносца в СССР залпом из под воды.

В 1964г. – присвоено звание капитана 1 ранга.

1965 – 1968г.г. – слушатель Военно-морской академии. 1968 – 1980г.г.- преподаватель, затем – старший преподаватель кафедры Оперативного искусства Военно-морской академии.

1980 – 1982г.г. - консультант начальника военно-морской кафедры в Высшей военной академии Сирийской арабской республики.

1982 – 1988г.г. – начальник тактической подготовки 16 УЦ ВМФ.

 В 1988г. уволен в запас, по возрасту. С 1988г.- Центральный военно-морской архив, хранитель архивов, секретарь общественной организации «Город-герой Ленинград».

 

Добавить комментарий


Поддержка экипажа АПЛ "Нерпа"

Сикорская Л.В. - Пилотка Маринеско
  Прощайте, красотки! Прощай, небосвод! Подводная лодка уходит под лед. Подводная лодка - морская гроза. Под черной пилоткой ...
Читать 0 8487

Сикорская Л.В. - Ее Величество Подводная Лодка «Орел» и ее мужчины
Краткая библиографическая справка об авторе Меня зовут Лидия Владимировна Сикорская. Я преподаватель, врач. Окончила С-ПМА. ...
Читать 0 8724

Ваганов В.А. Трудные мили К-19
Трудные мили К-19 50 ЛЕТ НАЗАД ПЕРВАЯ АТОМНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ СТАЛА БОЕВОЙ ЕДИНИЦЕЙ ВМФ ...
Читать 0 3164

Ваганов В.А. - Последним романтикам ушедшего века
                    Последним романтикам ушедшего века К 60-летию производства в офицерыМинуло больше, чем полвекаНо ...
Читать 0 3522

Голованов Э.В. - Объективная реальность
От редакции САЙТа К-244: Предлагаемая статья Э.В.Голованова содержит примеры того, как моряки-профессионалы справлялись с ...
Читать 0 7070

Коржавин В.А. - Формирование кадрового резерва
ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА Кадры решают все. Эти слова Сталина наверное известны всем. Но не только он говорил об этом. ...
Читать 0 20730

ЮБИЛЯРЫ 2014 ГОДА
ЮБИЛЯРЫ 2014 ГОДА   Наступивший 2014 год ознаменован юбилеями событий, формирующих и укрепляющих многие традиции, притом ...
Читать 0 6232

Коржавин В.А., Курск
В настоящей статье я попытаюсь объективно и доходчиво изложить свое мнение о гибели атомного подводного крейсера «Курск». В ...
Читать 0 23841

ДЕНЬ ПОДВОДНИКА НА ЛАО «ОТПРАЗДНОВАЛИ» БЕЗ ПОДВОДНИКОВ
ДЕНЬ ПОДВОДНИКА НА ЛАО «ОТПРАЗДНОВАЛИ» БЕЗ ПОДВОДНИКОВ Телевизионная программа МОРСКИЕ ВЕСТИ показала, как 19 марта 2013г. ...
Читать 0 26549

Коржавин В.А - Стереотипы
Редакция САЙТа К-244 представляет читателям статью контр-адмирала запаса Коржавина В.А., многоопытного командира – подводника ...
Читать 0 27290

Ваганов В.А. 110-летию со дня рождения академика И.В.Курчатова
110-летию со дня рождения академика И.В.Курчатова (по воспоминаниям президента Президиума АН СССР Академика А.П. Александрова) Игорь ...
Читать 0 6623

Аликов В.И. Письмо в поддержку К-152
Письмо в поддержку К-152 17 сен. в 10:46Дорогие боевые друзья и соратники!Совет Ассоциации считает необходимым поддержать инициативу ...
Читать 0 11841

Аликов В.И. Обеспечение безопасности и боеспособности ПЛА пр. 671РТМ в ППО «Атрина»
Обеспечение безопасности и боеспособности ПЛА пр. 671РТМ в ППО «Атрина» Организационный комитет научно-практической конференции ...
Читать 0 12963

Аликов В.И. Сообщение о несостоявшейся конференции
Аликов В.И. Сообщение о несостоявшейся конференции В 2012г. исполнилось 25 лет Операции «Атрина» и 50 лет Операции «Кама». После ...
Читать 0 13348

Кетов Р.А. Становление командира подводной лодки
Становление командира подводной лодки Вся моя «морская» жизнь проходила на окраинах нашей страны в учёбе, в учениях и боевых ...
Читать 0 21555

Важенин В.В. Испытание на прочность
И С П Ы Т А Н И Е Н А П Р О Ч Н О С Т Ь За многолетнюю службу моряком-подводником Рюрику Александровичу Кетову приходилось не ...
Читать 0 11364

Лавров В.Н. Контакт с целью потерян
Впервые свет на события полувековой давности проливает настоящая публикация, принадлежащая перу непосредственного участника ...
Читать 0 14712

Ковалев С.Н. О том, что есть и было
Серге́й Ники́тич Ковалёв (15 августа 1919, Петроград — 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) — генеральный конструктор советских ...
Читать 0 13468

Ваганов В.А. Санкт-Петербург - родина отечественного подводного кораблестроения
Санкт-Петербург - родина отечественного подводного кораблестроения Предыстория Горечь поражения России в Крымской войне ...
Читать 0 7273

Аликов В.И. К-244 в операции Атрина
  К-244 в операции «Атрина» ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОПЕРАЦИИ «АТРИНА», АНАЛИЗ и ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ДЕЙСТВИЙ К-244 В ХОДЕ ...
Читать 0 30057